Александра Железнова | Самый тёмный час 

"Самый тёмный час" - мой opus magnum, мой единственный и самый большой творческий труд. Сюжет книги представляет собой переплетение судеб многих героев в условиях сложной международной и внутренней обстановки, приводящее к закономерному финалу для каждого персонажа.  
§ 1. Автобиография
Я могу писать и рисовать только на темы, понятные мне, воспроизводить события, случившиеся со мной, коснувшиеся меня либо гипотетически возможные в моей ситуации, отражать прежде всего те эмоции и чувства, которые испытываю лично. 
Повествование строится в первую очередь вокруг группы героев, которые созданы на базе авторской личности (начиная от внешних данных и заканчивая моральными аспектами) — это господа Айзен, Октан, Литий, Вольфрам, Уран и Свинец, они являются напрямую автобиографическими.
При помощи подобного художественного приёма я могу расставлять особенно важные акценты, которые служат основой для обособления достаточно схожих, но самостоятельных персонажей, в совокупности формирующих единство авторской личности. Кроме того, перечень автобиографических героев опосредует важнейшие направления внутренней и внешней политики Федерации Нордланд.  
Нордланд и ее герои появились в первую очередь из моего опыта становления, проживания власти и жизни вообще. 
§ 2. Соотношение объективного и субъективного 
Автобиографичность не препятствует более общему толкованию. Если бы я хотела, чтобы книга была простым перечислением фактов моей отдельно взятой жизни, я не стала бы использовать метафоры, аллегории и переносный смысл. Я опираюсь на логику собственного существования в рамках объективных условий на 85% и примерно 15% оставляю на некоторую интуицию, поскольку восприятие мира в любом случае несет в себе долю интуиции, но в моем случае эта доля не столь велика.

Я не из тех авторов, в голове у которых царит хаос и которые интуитивно создают то, чего сами не понимают и потому нуждаются в толковании со стороны. Моё произведение основано на твердом, ясном и логичном ходе мыслей. Мотивировка есть под каждое решение и каждого персонажа. Детали, отсылки, поводы для размышлений есть во всём. Объективные факторы занимают в повествовании положенное им место, и частное не препятствует общему — я не отгораживаюсь от мира вокруг. Поэтому отсылок будет много.В небольших деталях, датах, словах (и переводах, а также значениях слов), названиях.Да и моя жизнь пестрит совпадениями и закономерностями, которые я с полным правом включаю в сюжет.

§ 3. Чиновники

Мне легче задействовать те образы, которые мне наиболее понятны — например, чиновник — ответственность, преданность, служение важной идее, наличие самоограничений и т.п. Власть субъективна в той мере, в коей ее познаёт отдельный носитель власти. Я специалист прежде всего по собственному отношению к власти и собственному пребыванию в ней в качестве чиновника/работника государственной структуры, что и отражаю в книге. 

§ 4. Химия

Я очень люблю науку, прежде всего химию, и отношения между моими героями имеют строго химическую основу. Ни одна формула, ни одна цифра, ни один цвет, ни один намёк не делаются мною просто так. Ни один герой не выбирается спонтанно, и имя ему не даётся спонтанно. 90% героев носят химические имена и обладают соответствующими именам сущностями.

Но без алхимии, как известно, не было бы химии. «Самый тёмный час» — это персональное Великое Делание, основанное на объективной данности, и персональный расклад персонального Таро. 

§ 5. Индустрия и власть

Я большой поклонник промышленности (в особенности электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, газовой, угольной и нефтяной промышленности, оборонного производства и т.п.) и всего, что с этим связано. Соответственно, в книге и сюжетах картин данная тема превалирует и осмысляется в различных вариациях.

Государство и власть для меня – положительные составляющие. Я не говорю о государстве в негативном ключе, тем более о России. Кроме того, Федерация Нордланд, о которой идет речь в моей книге — личное государство автора. Поскольку первопричиной для создания произведения является моя обычная жизнь и профессиональная деятельность в качестве чиновника, власть органично вписалась в картину моего творчества.

Nordland буквально означает «северная страна», она расположена на севере планеты в выдуманной вселенной. Это вымышленное государство, которое находится на стыке между моей выдумкой и реальной Россией, между авторским и объективным. Это промышленное государство — химическая меритократическая федерация. Промышленность и химия играют в геополитическом и идеологическом портрете страны особую роль, а закрепленный в конституции Нордланда статус меритократического государства отражает сущность и назначение власти.

Статья I Основного закона данной страны гласит: Федерация Нордланд есть химическое, меритократическое, правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления.

Государство «внутри» есть у каждого чиновника, более того, у каждого человека. Вопрос в том, какое оно. Моё выражается в Федерации Нордланд.

Как художественный вымысел Федерация Нордланд живет обычной государственной жизнью. У неё есть своя позиция на международной арене, экономическая система, система государственной службы, валюта, разветвленный аппарат управления, идеология и т.п. и т.д.

Является ли Нордланд Россией? Моё творчество субъективно при всей объективности, и основания для государственной патетики лежат в самом авторе. Однако личность автора — это производное постсоветской России со всеми предпосылками и последствиями: автор физически является ровесником современной России. Нордланд выступает и чисто сюжетным книжным объектом, и отражает прецедент авторской личности.  

Вопросы того, насколько плотно понятие Федерации Нордланд примыкает к Российской Федерации, остаётся на совести читателя/зрителя. Но безусловен тот факт, что мое творчество началось благодаря моей работе в качестве чиновника. Безусловен также и тот факт, что мне как чиновнику присущ здоровый профессиональный и общегражданский патриотизм. 

О самобытности творчества 

Я не опираюсь в создании собственного творчества на чужие идеи. Меня впечатляют только определённые сферы общественной жизни, причём именно в том виде, в котором они объективно существуют. Я люблю научную и специальную техническую литературу и соответствующие этой тематике фильмы – там изложены объективные (с точки зрения парадигмы по крайней мере земного существования) вещи, а я предпочитаю видеть мир таким, какой он есть. Такие положения для меня понятны и логичны, в отличие от аспектов чужих переживаний. 

Причины творчества

Понемногу я рисовала всегда, но ни в техническом прогрессе рисунков, ни в изображении чего-то масштабного не было необходимости, всё развивалось очень ситуативно, если это вообще можно назвать развитием. Не было острой потребности в рисовании, пока я не пришла к мысли о собственной книге и собственным иллюстрациям к ней. Первопричиной для создания произведения «Самый тёмный час» является моя обычная жизнь, образование и профессиональная деятельность. Когда я определилась с тем, что я из себя представляю, кем хочу быть и кем стала впоследствии, где стыкуется мое личное и общее публичное, стало понятно, о чём я хочу писать и рисовать.

Пару слов о художественных навыках

Я самоучка. До 2017 года рисовала мышью, с 2017 - на планшете. Все успехи продиктованы моим упорством и желанием делать то, что мне нужно.

 

 

* * *

Мне нравится и структура власти, и перипетии пребывания в сфере власти, ощутимые на любом уровне и на любой должности. Это один из видов моей личностной и личной потребности. В творчестве я делаю в первую очередь то, что нужно лично мне и отражает выбранный мною путь, мои приоритеты и интересы. Я делаю это в первую очередь для себя, делаю безотносительно чьих-то пожеланий. В конечном счёте я слишком хорошо знаю, что желаю сказать. И мои самые важные слова ещё впереди.